|
Традиционная бедность
Каждый месяц в Карагандинский экономический университет приезжают иностранные преподаватели. Сейчас в вузе работают три доктора экономических наук из Москвы (Россия) и Софии (Болгария). Это профессора Рустем Нуреев из Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Валерий Незамайкин из финансового университета при правительстве Российской Федерации, Димитар Стефанов из Софийского университета имени Климента Охридского. Мы побывали на лекциях заведующего кафедрой экономического анализа организаций и рынков Высшей школы экономики, профессора Нуреева. Рустем Махмутович читает в КЭУ курс лекций для магистрантов "Экономика развития: модели становления рыночной экономики". - Что такое "экономика развития"? Это сравнительно молодая дисциплина, ей немногим более 50 лет, - рассказывает ученый. - После освобождения стран Африки и Азии, в основном после Второй мировой войны, перед ними встала проблема: как в сжатые сроки если не перегнать, то хотя бы догнать развитые страны. Курс Р. Нуреева как раз посвящен изучению того, какие модели развития оказались наиболее применимы к странам Африки, Азии и Латинской Америки. Занятия построены довольно интересно. Так же, как менялись экономические направления, которые опровергали модели предшественников, так и в каждой лекции критически оцениваются модели, о которых рассказывалось на предыдущих занятиях. - Каждый день я занимаюсь критикой того, о чем мы говорили вчера, -продолжает свой рассказ профессор. - Например, в понедельник мы рассматривали кейнсианские модели, а во вторник - неоклассические. Соответственно мы подвергли кейнсианские модели критике с точки зрения неоклассиков. И так каждый день. Но цель моих лекций - не просто история мысли. Мы рассуждаем, какие из этих рецептов применимы к Казахстану, какие уже используются, а какие, должны применяться шире, глубже. Вот это очень важно. И надо отдать должное, хотя этот курс довольно сложный, студенты с интере-сомецэ рлушают. Многие из тех черт, которые были в далекой Лиме, столице Перу, оказывается, есть и в Караганде, и в Астане, и в Алматы, например, развитие неформального сектора экономики. В Лиме, оказывается, нужно потратить полтора месяца, чтобы открыть торговлю в обыкновенном уличном киоске. А если вы захотите организовать частную фабрику, на это потребуется целый год. А чтобы получить разрешение на строительство дома и построить его, потребуется 7 лет. К тому же существуют высокие трансакционные издержки. К счастью, в Казахстане они уже сокращаются. Тем не менее бюрократических препятствий в Казахстане еще много даже для того, чтобы начать обыкновенную рыночную торговлю. Другой пример: маршрутки Лимы. Люди, которые едут в маршрутках, платят деньги. Но редко кто в Лиме, в России, и я думаю, и в Казахстане тоже, требует билет. Это и есть нелегальная экономика. Полный оборот -сколько пассажиров село в эту маршрутку, сколько выходило и сколько еще зашло на промежуточных остановках - фиксировать не удается ни налоговым инспекциям, ни другим организациям. Оказывается, всякое регулирование со стороны государства приводит не только к позитивным изменениям, но и к негативным, потому что цены за проезд начинают расти. Пока московское правительство не регулировало цены на проезд, был редкий случай, когда в условиях инфляции цены не только не росли, но даже снижались, поскольку была высока конкуренция между водителями этого вида транспорта. А как только Правительство Москвы вмешалось в этот процесс, цены стали постепенно подниматься. Также происходило и в Лиме. - Что еще нам мешает развиваться? - рассуждает профессор. - Я рассказывал студентам о книге Гуннара Мюрдаля - шведского экономиста, лауреата премии Альфреда Нобеля "Азиатская драма". Так вот, в своем труде он исследует причины бедности. С чем она связана? Оказывается, быстро развиваться странам мешают азиатские ценности: традиционный менталитет, национальные ценности, некоторые из которых не способствуют рыночной экономике. Приведу маленький пример. В Лондонском университете, где я провожу занятия, даю только один вариант самостоятельной работы для всех студентов. И никто не списывает. Когда я провожу занятия в Москве, а в нашей Высшей школе экономики расположен единственный филиал лондонского вуза, я даю 4, даже 8 вариантов самостоятельной работы. И при этом студенты умудряются списать! Что это означает? Это связано с традиционным чувством коллективизма. На самом деле это не так уж плохо. Но должно быть и чувство ответственности, а оно у студентов пока недостаточно развито. Я имею в виду чувство ответственности за свои знания, за свое будущее. Или другой пример. Мюрдаль описывает небогатую семью, в которой выдают замуж дочь или женят сына. Надо организовать свадьбу. Семья копит изо всех сил, потому что на свадьбу нужно пригласить никак не меньше двухсот, а то и пятисот гостей. Я как-то был в гостя у индийской семьи. Спросил: какой я по счету? Мне ответили: четырехсотый. Поинтересовался, а что, я пришел на уникальное событие? Оказалось, племяннику 5 лет исполнилось. И я был не последним приглашенным. Студенты говорят, что лекции Нуреева очень интересны. В свою очередь Рустем Махмутович поведал о том, что его радует в КЭУ - среди магистрантов, которые слушают его лекции, много преподавателей. Причем они учатся на основе государственных фантов. Р. Нуреев считает, что это чрезвычайно мудрый шаг: преподаватели тоже должны учиться. Профессор рассказал об исследованиях, которые проводила Эстер Дюфло, профессор Массачусетского технологического института (США). Она изучала опыт Индонезии. В 70-е годы XX века мир погрузился в энергетический кризис. Индонезия была единственной страной, которая все деньги, вырученные от высоких цен на нефть, направила на строительство школ. В далеких сельских районах строили новые здания, новые дороги. И через 20 лет, в конце XX века, чиновники от образования решили узнать: как строительство школ сказалось на знаниях детей? Эффект оказался смехотворным. Получилось, все деньги были направлены на строительство сооружений, и ничего не было потрачено на повышение квалификации учителей. Они несли детям старые знания. - А здесь, в Казахстане, в этом университете, с которым я с удовольствием сотрудничаю, выделяются средства на повышение квалификации преподавателей, - добавляет ученый. - Если они будут более образованными, более грамотными, будут учитывать новейшие тенденции в экономической науке, они смогут передать более глубокие, более качественные знания студентам. Я представляю в Карагандинском экономическом университете Высшую школу экономики, которой чуть боле? недели назад исполнилось 20 лет. Это молодой университет, но он сейчас один из лучших университетов России. Почему? Потому что с первых дней существования руководители вуза уделяли большое внимание повышению квалификации преподавателей. Все эти годы они учились. В Сорбонне, Роттердаме, Лондонской школе экономики и т.д. И эти знания оказались востребованы. Повысился престиж нашей школы, и, естественно, возросла востребованность выпускников. |