Качество образования, становится стратегическим условием дальнейшего динамичного развития высшей школы, фактором интеграции ее в международное образовательное пространство.
В связи с этим, важным становится вопрос о соответствии требованиям качества, выдвигаемым Европейским пространством высшего образования.
Среди европейских организаций наиболее популярна модель Европейской премии качества, разработанная Европейским фондом управления качеством (EFQM). В 2003 году на базе модели EFQM для общественного сектора была представлена версия модели EFQM для сферы образования.
В отраслевой версии модели заложен опыт применения модели EFQM более, чем в 150 европейских вузах из 20 разных стран, объединенных под эгидой образовательного сообщества «EFQM Education Community of Practice».
Применение модели EFQM позволяет:
- Дать объективную реалистичную оценку текущего состояния организации на основе проведения серьезного диагностического исследования;
- Дать оценку зрелости системы менеджмента относительно эталонного уровня, выявление сильных сторон, а также областей, где целесообразно проводить улучшения;
- Способствовать распространению лучшей бизнес-практики;
- Наладить общий язык в организации;
- Сбалансировать интересы всех стейкхолдеров.
- Кроме перечисленных причин, организации, применяющие модель EFQM на практике, особенно отмечают важность модели для формулировки видения (45%), для стратегического планирования (66%) и для самооценки (80%).
Предлагаемая модель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества могут быть использованы для проведения самооценки и определения направлений для улучшения деятельности вуза, а также позволят вузам подготовиться к внешней проверке при проведении аттестационной экспертизы.