-
Шифр специальности:
6В11404
Наименование специальности:
Социальная работа
Факультет:
Факультет бизнеса, права и технологии
Направление обучения:
Услуги
-
Контингент студентов по образовательной программе92Студенты, обучающиеся за счет бюджетных средств5Студенты, получающие именные гранты, стипендии0Иностранные студенты, обучающиеся на программе1Студенты, принявшие участие в программах академической мобильности:- внутри страны2- за пределами Казахстана0
Название поля |
Описание |
Наименование образовательной программы |
6B11404 Социальная работа |
Вид образовательной программы |
Действующая ОП |
Код и классификация направлений подготовки |
6B114 Социальная работа |
Группа образовательных программ |
B090 Социальная работа |
Цель ОП |
Предоставить образовательные услуги по формированию инновационного потенциала личности специалиста, конкурентоспособного и обладающего профессиональными компетенциями для организации и управления социальной работой по предоставлению социальных услуг для различных категорий населения, разработки и реализации социальной политики |
Продолжительность и форма обучения |
4 года – на базе среднего образования; 3 года на базе ТиПО по родственной специальности; Очная, очная с применением ДОТ |
Язык обучения |
Казахский, русский |
Квалификационная характеристика выпускника |
Присуждаемая степень: Бакалавр в области услуг Перечень должностей специалиста: Консультант по социальной работе; методист; специалист по социальной работе; эксперт; специалисты организаций по выплате пенсий и пособий; специалист (отделов, секторов, групп) центра (службы) занятости. |
Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров |
Приложение № 005 к лицензии №KZ34LAA00021414 от 02 февраля 2021 года |
Наличие аккредитации ОП |
Есть Свидетельство о прохождении специализированной аккредитации SA №0175/1 |
Уникальность программы |
Образовательная программа формирует профессиональную компетентность и готовность бакалавров в области услуг к реализации социальной политики Республики Казахстан в условиях становления гражданского общества. |
Цикл общеобразовательных дисциплин
Обязательный компонент
№ |
Наименование дисциплины |
Краткое описание дисциплины |
Кол-во кредитов |
Формируемые компетенции (коды) |
1 |
Модуль социально-политических знаний (Социология, Политология, Культурология, Психология) |
Социология изучает общество, составляющие его системы (институты, процессы) и закономерности их функционирования и развития. Политология изучает политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования. Культурология изучает культуру как особую и целостную систему человеческой жизни и деятельности, закономерности её возникновении, развития и постижения. Психология изучает основные психологические процессы, состояния, свойства, внутренний мир личности в процессе отражения этого мира. |
8 |
КК1 |
2 |
История Казахстана |
История Казахстана формирует объективные исторические знания об основных этапах развития современного Казахстана, направляет внимание студента на реализации программы «Рухани жаңғыру», на становление и развитие историко-культурных процессов и государственности. Курс освещает проблемы этногенеза казахского народа, эволюцию форм государственности и цивилизации на территории Великой степи, раскрывает наиболее значимые исторические факты и события, наполняет реальным научно-историческим знанием содержание казахстанской модели развития в период ускоренной модернизации. |
5 |
КК1 |
3 |
Философия |
Философия направлена на формирование у студентов открытости сознания, понимания собственного национального кода и национального самосознания, духовной модернизации, конструктивно-критического мышления, культа знания и образования. Курс ориентирован на освоение обучающимися философской культуры в контексте модернизации обществееного сознания и решения глобальных проблем современности, на формирование у студентов рефлексии, на развитие и укрепление толеранстности, межкультурного диалога и культуры мышления. |
5 |
КК1 |
4 |
Физическая культура |
Дисциплина формирует понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; знание научно-биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте. |
8 |
КК1 |
5 |
Иностранный язык |
Дисциплина совершенствует языковые способности студентов, развивает умения и навыки в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Языковая подготовка имеет интерактивный характер, центрирована на студентов и ориентирована на результат. Большое значение уделяется самостоятельной работе студентов, организованной в виде СРСП, включающей написание абзаца/краткое изложение текста и проектную работу, а также СРС, включающей выполнение грамматических и лексических упражнений. |
10 |
КК1 |
6 |
Казахский (русский) язык |
Содержание курса включает лексические и грамматические темы, направленные на развитие всех видов речевой деятельности и словарной работы, на освоение бытовой беседы в различных ситуациях и терминологию казахского (русского) языка. |
10 |
КК1 |
7 |
Информационно-коммуникационные технологии (Information and Communication Technologies) |
Курс ориентирован на овладение студентами профессиональными и личностными компетенциями, которые дадут возможность пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, для самообразовательных и других целей. Дисциплина формирует способности критически оценивать и анализировать процессы, сбора, обработки, методы поиска и хранения, способы передачи информации с помощью цифровых технологий в профессиональной сфере в условиях реализации государственной программы Цифровой Казахстан. |
5 |
КК2, КК3 |
Компонент по выбору
№ |
Наименование дисциплины |
Краткое описание дисциплины |
Кол-во кредитов |
Формируемые компетенции (коды) |
8 |
Междисциплинарный курс “Экология и безопасность жизнедеятельности” |
Дисциплина раскрывает содержание основных закономерностей, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания, закономерности развития биосферы, функционирования экологических систем и биосферы в целом, а также оказание первой медицинской помощи и защиты человека в условиях техносферы от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения. |
5 |
КК1, КК5 |
Междисциплинарный курс “Ценности «Мәңгілік Ел» |
В рамках курса изучается сущность национального самосознания, национального воспитания, этнической социализации и идентификации, культуры межнационального общения в контексте Национальной идеи «Мәңгілік ел». Курс ориентирован на воспитание социально активных членов общества с высоким уровнем развития национального самосознания, национального духа, духа патриотизма, исторического сознания и социальной памяти; духа профессионализма и конкурентоспособности, готовых к активным и решительным действиям по сохранению стабильности, независимости, безопасности, основ права и антикоррупционной культуры нашего государства |
5 |
КК1, КК6 |
|
Экономическая теория |
Изучает базовые понятия и теоретические положения, раскрывающие сущность экономических явлений, которые определяют функционирование и развитие экономики на уровне домашнего хозяйства, фирмы, национальной и мировой экономики; базируясь на выводах основных направлений экономической теории, дисциплина прививает навыки проведения научных исследований с применением методов изучения экономических дисциплин |
5 |
КК1, КК5 |
Цикл базовых дисциплин
Вузовский компонент
№ |
Наименование дисциплины |
Краткое описание дисциплины |
Кол-во кредитов |
Формируемые компетенции (коды) |
9 |
Междисциплинарный курс "Профессионально-ориентированный язык" 1,2 для ОП "Социальная работа" |
Содержание курса повышает исходный уровень владения иностранным языком, достигнутый на предыдущей ступени образования, и способствует овладению студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения профессиональной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. |
3 |
КК1, КК6 |
Содержание дисциплины ориентировано на развитие лексических и грамматических навыков; автоматизации навыков чтения специальных текстов; развитие диалогической речи на профессиональные темы в ситуациях общения в будущей сфере деятельности; развитие информационной культуры; расширение кругозора и повышение общей культуры студентов. |
3 |
КК1, КК6 |
||
10 |
Теория социальной работы |
Дисциплина формирует знания о формах и средствах помощи и взаимопомощи в архаический период, в государствах древнего мира, в эпоху средневековья, о роли религий в благотворительности, о развитии социальной помощи в мире в эпоху нового времени. Курс раскрывает объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины, зарождение и развитие социальной работы в мире и Казахстане до настоящего времени. Социальная работа рассматривается как феномен современного мира. |
5 |
КК3, КК7 |
11 |
Междисциплинарный курс «Организация, управление и администрирование в социальной работе» |
Содержание курса формирует знания об управленческих процессах в социальной сфере. Курс ориентирован на освоение знаний о сущности, задачах и принципах социального управления, особенностях, функциях, организационных структурах, методах управления социальной работой, социальном планировании, социальных программах и проектах в системе социальной работы, администрировании и управлении персоналом в социальной работе, а также межведомственном взаимодействии. |
5 |
КК6, КК7 |
12 |
Правовое обеспечение социальной работы |
Целями изучения учебного курса «Правовое обеспечение социальной работы» является ознакомление студентов с правовыми знаниями в области социальной работы, в основном это касается вопросов, связанных с социальными правами и свободами человека и гражданина, с системой социальных гарантий, ответственностью граждан за нарушение социальных прав и свобод, с основами семейного и пенсионного законодательства и т.д. Студент должен уметь ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих на практике, обретение навыков применения полученных знаний. |
5 |
КК4, КК6, КК7 |
13 |
Экономические основы социальной работы |
Содержание курса раскрывает теоретико-методологические основы экономики социальной работы, ориентирует на изучение организационно-экономических основ социального обеспечения и социального страхования, характеризует виды и основные источники финансирования, рассматривает налогообложение как важнейший инструмент финансирования социальной сферы. Курс направлен на овладение знаниями и компетенциями предпринимательской деятельности в сфере предоставления специальных социальных услуг |
5 |
КК4, КК6 |
14 |
Основы социальной медицины |
Курс формирует знания о социальной медицине как науке о закономерностях общественного здоровья, способах его сохранения и укрепления. В рамках курса изучаются социальная медицина как область медицинской науки и практики социальной работы, здоровье как комплексная категория и личностная ценность, медико-социальные проблемы геронтологии и психосоматики, репродуктивное здоровье в свете социальной медицины, социопатии, а также важнейшие социальные болезни и основные меры их профилактики. |
5 |
КК5, КК7 |
15 |
Социальные патологии |
Дисциплина формирует знания, необходимые для понимания причин и разнообразия поведения различных групп населения и социального благополучия, а также представления о необходимости и эффективности проведения профилактических мероприятий с участием социальных работников. В рамках курса изучаются такие социальные явления, как: стресс и депрессии, агрессивное поведение, преступность, насилие в семье, суицид, патологии урбанизации, алкоголизм, наркомания, проституция, человеческий трафик и рабство, религиозный экстремизм, коррупция как негативные социальные явления. |
4 |
КК5, КК7 |
16 |
Учебная практика |
Целью учебной практики является приобретение первичных профессиональных компетенций, включающих закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, получение первых навыков исследовательской деятельности, умений ведения деловой корреспонденции, приобретение практических умений и навыков работы в соответствии со специальностью обучения. Учебная практика ориентирована на ознакомление с основными направлениями деятельности КЭУК; с образовательной программой; общее знакомство с организационно-правовой формой, структурой, системой управления организаций, являющихся объектами будущей профессии; изучение видов, функций и задач будущей профессиональной деятельности. |
1 |
КК1 |
17 |
Производственная практика |
Производственная практика направлена на закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в учебном заведении, приобретение практических навыков и освоение передового опыта. Целью производственной практики является знакомство студентов с основными формами и методами работы учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту, помощь, организацию досуга детей, подростков, молодежи, взрослого населения, а также знакомство с основами будущей профессиональной деятельности, получение сведений о специфике социальной работы и овладение первичными профессиональными умениями и навыками. |
5 |
КК1,КК6 |
Компонент по выбору
№ |
Наименование дисциплины |
Краткое описание дисциплины |
Кол-во кредитов |
Формируемые компетенции (коды) |
18 |
Социальная статистика |
Дисциплина раскрывает методы сбора данных, обработки цифрового материала, анализа полученной информации и применения полученных знаний на практике в режиме высокой неопределенности. Курс ориентирован на освоение знаний о социальной статистике на современном этапе, об основных направлениях изучения деятельности домашних хозяйств в системе национальных счетов, статистике населения, статистике рынка труда и трудовых ресурсов, доходов, расходов и потребления населения. Курс раскрывает статистику образования, здоровья населения и здравоохранения, рынка жилья и жилищных условий, уровня жизни населения и человеческого развития. |
5 |
КК3, КК7 |
Экономико-математические методы |
Основные понятия математического моделирования экономических систем. Модель Леонтьева многоотраслевой экономики. Линейная модель торговли. Статистические модели управления запасами. Стохастические модели управления запасами. Общие понятия теории игр. Методы решения матричных игр. Модели сетевого планирования и управления (СПУ). Оптимизация сетевых графиков. Элементы теории массового обслуживания. Системы массового обслуживания с отказами. Системы массового обслуживания с ожиданием. Построение имитационных моделей. Применение имитационных моделей в управлении запасами. Имитационное моделирование СМО. |
5 |
КК3, КК4,КК6, КК7 |
|
19 |
Социальное прогнозирование и проектирование в социальной работе |
В рамках дисциплины изучаются основы научного проектирования и прогнозирования социальных процессов, различные виды и типы прогнозов и проектов в системе социальной работы. Курс ориентирован на освоение знаний о сущности и методах социального предвидения, прогнозирования и моделирования, видах, технологиях, содержании прогнозов. Дисциплина раскрывает природу и сущность, формы социального проектирования, его связь с социальными инновациями и формирует компетенции в области социального проектирования, моделирования и управления социальными проектами. |
6 |
КК3, КК4,КК6, КК7 |
Кейс-менеджмент в социальной работе |
Дисциплина формирует знания о технологии ведения случая - кейс-менеджменте в социальной работе как совместном процессе оценки, планирования, содействия и адвокации вариантов и услуг для удовлетворения целостных потребностей человека посредством коммуникации и имеющихся ресурсов для содействия качественным затратоэффективным результатам. В рамках курса изучаются принципы кейс-менеджмента и подходы: клиенто-ориентированный, приоритет отношений между клиентом и социальным работником, экосистемный подход, перспективы сильных сторон, совместная работа в команде, вмешательство (инетервенция) на микро, мезо и макроуровне. Формируются компетенции у будущего кейс-менеджера по применению инструментов ведения случая: треугольник потребностей, экокарта, генограмма, картирование ресурсов, план сопровождения, мониторинг. |
6 |
КК4,КК6, КК7 |
|
20 |
Основы первичной медицинской помощи |
Дисциплина формирует теоретические знания и совершенствует профессиональные умения и навыки, необходимые для оказания медицинской помощи больному в амбулаторных условиях и на дому независимо от его возраста и пола при наиболее распространенных состояниях в соответствии с принципами социальной медицины. В рамках курса изучаются социально-значимые заболевания, проблемы геронтологии, основы паллиативной медицины. Формируются компетенции по работе с социально неблагополучным контингентом на участке, организации наблюдения за состоянием пациентов и осуществлением мероприятий по уходу за ними, по организации и деятельности школ социально-значимых заболеваний в условиях стационара на основе профессионального общения с медицинским персоналом, пациентами, родственниками пациентов. |
5 |
КК5, КК7 |
Технологии социальной работы в сфере здравоохранения |
Дисциплина формирует знания о методах и технологиях достижения максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане. Содержание курса ориентировано на овладение основами медико-социальной работы профилактической и патогенетической направленности, предусматривающие организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, организацию кейс-менеджмента социальной работы в области здравоохранения. |
5 |
КК5, КК7 |
|
21 |
Общая и социальная психология |
Дисциплина формирует знание системы общепсихологических и социально-психологических понятий и навыки, необходимые в профессиональной деятельности и востребованные в сфере межличностных отношений. Изучаются сущность психики, психического образа, дается классификация психических явлений, раскрываются закономерности познавательных процессов и психических состояний. Анализируется психология личности, ее поведенческие особенности в социальной среде, социально-психологические характеристики групп, групповые явления, феномен общения, конкретные приемы диагностики и интерпретации социальных ситуаций, способы эффективного взаимодействия. |
5 |
КК1,КК5, КК7 |
Содержание и методика психосоциальной работы |
Курс направлен на формирование системных представлений о научно-методических, содержательных и технологических основах психосоциальной работы, овладение технологиями и навыками оказания психосоциальной помощи разным категориям населения. Предметная область изучения психосоциальной работы включает проблемы дезадаптации, трудные жизненные ситуации, посттравматический синдром, психические травмы, аддиктивность. Практическая ориентированность курса обеспечивает готовность применять умения по профилактике, проведению комплексной оценки трудной жизненной ситуации, выработке стратегии поведения и реабилитации личности и разных социальных групп. |
5 |
КК1,КК5, КК7 |
|
22 |
Общая и социальная педагогика |
Дисциплина формирует научные представления о теории и практике общей и социальной педагогики. Курс ориентирован на освоение знаний о возникновении и развитии педагогики, развитии ребенка в социуме, социальном воспитании, социализации, о сущности социально-педагогической виктимологии, методике и технологии социально-педагогической деятельности, особенностях социально-педагогической работы с различными группами населения и социальными институтами в условиях инклюзии: с семьей, детьми с девиантным поведением, с особыми образовательными потребностями и др. |
5 |
КК5,КК6,КК7 |
Педагогика |
Педагогика в системе наук о человеке. Приоритетная роль образования в современных условиях. Общая характеристика педагогической профессии и деятельности. Личность педагога и его профессиональная компетентность. Факторы непрерывного профессионального роста педагога. Личность как объект, субъект воспитания. Сущность и структура целостного педагогического процесса. Технологии, средства, методы и формы воспитания и обучения. Урок как основная форма обучения. Контроль в обучении. Научные основы содержания образования в современной школе. Инновации в сфере образования |
5 |
КК5,КК6,КК7 |
|
23 |
История социальной работы (Әлеуметтік жұмыстың тарихы) |
Дисциплина формирует знания о формах и средствах помощи и взаимопомощи в архаический период, в государствах древнего мира, в эпоху средневековья, о роли религий в благотворительности, о развитии социальной помощи в мире в эпоху нового времени. Курс раскрывает объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины, зарождение и развитие социальной работы в мире и Казахстане до настоящего времени. Социальная работа рассматривается как феномен современного мира. (Пән архаикалық кезеңдегі, Ежелгі әлем мемлекеттеріндегі, орта ғасыр дәуіріндегі көмек пен өзара көмек көрсетудің нысандары мен құралдары туралы, қайырымдылық жолындағы діндердің рөлі туралы, жаңа заман дәуіріндегі әлемдегі әлеуметтік көмектің дамуы туралы білімді қалыптастырады. Курс әлеуметтік жұмыс теориясының ғылыми пән ретінде пайда болуы мен дамуының объективті алғышарттарын, қазіргі уақытқа дейін әлем мен Қазақстандағы әлеуметтік жұмыстың пайда болуы мен дамуын ашады. Әлеуметтік жұмыс қазіргі әлемнің феномені ретінде қарастырылады) |
4 |
КК,КК6,КК7 |
Оcновы гражданского общества |
Дисциплина ориентирована на освоение знаний о гражданском обществе, о взаимосвязи политической культуры, политической социализации и гражданского общества, о перспективах формирования и развития гражданского общества в Казахстане. Курс направлен на изучение социальной структуры, институтов гражданского общества, среди которых Ассамблея народа Казахстана выступает важнейшим. Раскрывает модели, формы взаимодействия гражданского общества и государственной власти, государства с некоммерческими организациями, сущность гражданских инициатив и диалога «власть-общество», изучает платформы и площадки для реализации гражданских инициатив, формирует гражданскую компетентность и гражданскую позицию молодежи |
4 |
КК1, КК4,КК6 |
|
24 |
Социальная политика |
Дисциплина ориентирована на освоение знаний о социальной политике как общественной теории и практике. Курс раскрывает политику доходов населения, политику в сфере труда и трудовых отношений, проблемы демографии и политики народонаселения, социальной поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, развитие отраслей социальной сферы, финансовое и кадровое обеспечение реализации социальной политики, информационное обеспечение социальной политики, социальное партнерство в контексте социальной политики, зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики. |
4 |
КК4,КК6 |
Социально-экономическое планирование |
Курс нацелен на формирование целостного представления о сущности и содержания планирования в рыночной экономике, об организации разработки программ, планов социально-экономического развития; навыков анализа и оценки программ социально-экономического развития государства и территории; умения выработки управленческих решений в сфере государственного управления, учитывая стратегические приоритеты социально-экономического развития. |
4 |
КК4,КК6 |
|
25 |
Социальная этнография и демография (Әлеуметтік этнография және демография) |
Содержание курса формирует системные представления о демографии и этнографии как науке, социальной демографии и этнографии как научной области знания, ее теоретических основах, особенностях, проблематике, взаимосвязи демографических и этнографических процессов и социальной политики государства и региона; развитие у студентов навыков применения социально-демографических и этнографических знаний в будущей профессиональной деятельности, в области реализации основных направлений демографической и национальной политики государства средствами социальной работы. Курс ориентирован на изучение основных этапов развития, главных научных школ и теоретических направлений социальной этнографии и демографии, проблем воспроизводства населения, современных этнических и демографических процессов в мире (Пәннің оқытылу мақсаты – студенттердің демография мен этнография ғылым ретінде жүйелі білім беруін қалыптастыру, ғылыми білімін, оның теориялық негіздері, ерекшеліктері, проблематикасы, өзара демографиялық және этнографиялық процестер мен мемлекеттің әлеуметтік саясаты және өңірді дамыту; студенттердің дағдыларын қолдану, әлеуметтік-демографиялық және этнографиялық білімдерді болашақ кәсіби қызмет саласындағы негізгі бағыттарын іске асыру, демографиялық және мемлекеттің ұлттық саясатының құралдарымен әлеуметтік жұмыс) |
5 |
КК4,КК6,КК7 |
Управление человеческими ресурсами |
Курс направлен на формирование у студентов знаний об основных концепциях управления человеческими ресурсами; основных направлениях кадровой работы, таких как развитие системы управления персоналом в государственных учреждениях, планирование персонала, его оценку и мотивацию трудовой деятельности, а также специфику кадровой политики в сфере государственной службы |
5 |
КК4,КК6,КК7 |
|
26 |
Научные исследования в социальной сфере |
Социальная сфера как объект научного исследования. Понятие методологии, уровни методологии. Научное исследование: виды, инструментарий. Этапы научно-исследовательской работы. Количественные и качественные методы научного исследования социальных процессов и явлений. Этические проблемы научной деятельности. Научный стиль и композиция научной работы. Социальные проекты: типология, этапы разработки социального проекта. Методика проведения опроса, эксперимента, фокус-групп, методика биографического исследования. Формы отчетности и экспертиза эффективности результатов научных исследований в социальной сфере. Перспективы развития научных исследований социальных процессов и явлений. |
5 |
КК3,КК6, КК7 |
Организация научных исследований в социальной работе |
Дисциплина формирует знания о целях и задачах, программе, основных элементах и методах научного исследования, актуализирует умения, необходимые для выполнения научно-исследовательских работ в социальной работе. Курс ориентирован на изучение социальной сферы как объекта научного исследования и социальной работы, методологии научных исследований в социальной работе: видов, инструментария, этапов научно-исследовательской работы, количественных и качественных методов научного исследования, методик проведения эксперимента, фокус-групп, биографического исследования, форм отчетности и экспертизы эффективности результатов научных исследований в социальной работе. |
5 |
КК3,КК6, КК7 |
|
27 |
Социальная работа с лицами с инвалидностью |
Дисциплина раскрывает сущность общих теоретических проблем и содержание форм и методов социальной работы с лицами с инвалидностью, создает предпосылки для дальнейшей самостоятельной работы студентов в рассматриваемой области социальной деятельности. Курс ориентирован на освоение опыта модернизации системы социальных услуг в сфере инвалидности, раскрывает особенности социально-психологической адаптации лиц с инвалидностью, социальный уход за лицами с инвалидностью, методы и технологии социальной работы с лицами с инвалидностью разных возрастов и групп. Формирует компетенции по оказанию специализированной помощи детям с инвалидностью при подготовке к самостоятельной жизни, лицам с инвалидностью, находящимся в стационарных учреждениях, на надомном обслуживании. |
6 |
КК5,КК6, КК7 |
Конфликтология |
Дисциплина формирует систематизированные знания в области теории и практики конфликтов, представления о путях и средствах их урегулирования на основе сформированности критического мышления, коммуникативности и готовности к коллаборации. Курс дает характеристику конфликта как социального феномена общественной жизни, формирует компетенции по управлению, предупреждению и разрешению конфликтов, выявлению причин возникновения и динамики развития конфликтов, раскрывает сущность внутриличностного конфликта, конфликтов в семье, в общеобразовательной школе, межгрупповых и организационно-управленческих конфликтов и предупреждению насилия в конфликте. |
6 |
КК1,КК6 |
|
28 |
Майнорская программа «Базовая правовая» 1 |
Конституционное право Республики Казахстан Административное право Республики Казахстан, Трудовое право Республики Казахстан , Государственная служба и управление в РК |
20 |
КК4,КК8 |
Майнорская программа «Базовая правовая» 2 |
Конституционное право Республики Казахстан Административное право Республики Казахстан, Трудовое право Республики Казахстан , Право природопользования |
20 |
КК4,КК8 |
|
Майнорская программа «Предпринимательские проекты» |
Предпринимательство Бизнес-планирование Управление рисками Предпринимательские проекты: управление и реализация |
20 |
КК4,КК8 |
Цикл профилирующих дисциплин
Вузовский компонент
№ |
Наименование дисциплины |
Краткое описание дисциплины |
Кол-во кредитов |
Формируемые компетенции (коды) |
29 |
Этические основы социальной работы |
Дисциплина формирует целостное представление об этических основах социальной работы, этико-аксиологическом мышлении, ответственном отношении к профессиональной деятельности. Курс ориентирует на освоение знаний о сущности, структуре и роли профессиональной этики в социальной работе, профессионально значимых ценностях социальной работы, этических требованиях к профессиограмме социального работника, профессионально-этическом кодексе социального работника, деонтологии, этических противоречиях и диллемах в социальной работе. |
5 |
КК1,КК5,КК6,КК7 |
30 |
Методы и технологии социальной работы |
Дисциплина раскрывает сущность технологического подхода в современной социальной деятельности и технологической компетентности специалиста социальной работы. Курс формирует знания об организационных, социологических, педагогических, психологических методах социальной работы, технологиях социальной реабилитации, социальной терапии, консультирования и посредничества, профилактики и коррекции, посредничества и др. и их взаимосвязи. Курс ориентирует на освоение компетенций по практическому применению методов и технологий социальной работы в работе с разными группами и категориями населения |
5 |
КК4,КК6,КК7 |
31 |
Социальные услуги в социальной работе |
Содержание дисциплины раскрывает природу социальных услуг, требования к их стандартизации и условиям предоставления, использованию инструментария социальной работы в практической деятельности. Курс ориентирован на освоение нормативно-правовой базы в сфере предоставления социальных услуг, знаний о социальных и специальных социальных услугах в системе социальной защиты населения, в области здравоохранения, социального обеспечения. Дисциплина раскрывает ССУ в системе социального обслуживания престарелых и инвалидов, в системе работы с детьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами, оставшимися без попечения родителей, детьми-сиротами, с девиантным поведением, безнадзорными детьми, группы риска, в системе социального обслуживания мигрантов. |
5 |
КК4, КК5,КК7 |
32 |
Производственная практика |
Целью производственной практики является ознакомление студентов с основным содержанием работы учреждений социального обслуживания, функционирующих в системе социальных служб; с особенностями профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в данных учреждениях, а также закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; формирование навыков научно-исследовательской работы; освоение технологий и методов, применяемых в области социальной работы в практике социальных служб; приобретение опыта работы в организациях и учреждениях социального обслуживания населения. |
5 |
КК7 |
33 |
Производственная практика |
Целью производственной практики является практическая подготовка к самостоятельной работе, сбор материала по дипломной работе, углубление и закрепление теоретических знаний, приобретение опыта организаторской и воспитательной работы в коллективе. При прохождении производственной практики студенты сталкиваются с реальными жизненными ситуациями и формами их разрешения, знакомятся с максимально широким спектром направлений социальной работы: организациями социальной защиты и помощи, органами управления социальной защиты, клиентами социальных служб и их потребностями, методиками и технологиями удовлетворения этих потребностей и активно участвуют в этой деятельности. |
10 |
КК7 |
34 |
Преддипломная практика |
Целью преддипломной практики является обобщение и систематизация теоретических и практических знаний, полученных при изучении деятельности конкретной организации или учреждения и обобщение их в ходе выполнения дипломной работы. Особое внимание при прохождении преддипломной практики должно быть уделено всестороннему изучению объекта дипломного исследования, формированию и анализу данных о деятельности организации. Общей задачей преддипломной практики является приобретение практических знаний и опыта работы по специальности; проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. |
5 |
КК7 |
Компонент по выбору
№ |
Наименование дисциплины |
Краткое описание дисциплины |
Кол-во кредитов |
Формируемые компетенции (коды) |
35 |
Социальная работа с семьей и детьми |
Дисциплина раскрывает научно-теоретические основы социальной работы с семьей, методы и технологии социальной помощи и поддержки семьи и детей в условиях трансформируемого общества. Курс ориентирован на изучение сущности и функций современной семьи, педагогики семейных отношений, взаимодействия социального работника и семьи в целях решения социальных проблем: разрешения и профилактики супружеских конфликтов, формирования педагогической культуры родителей, в частности, семей «группы риска», организации семейного досуга |
6 |
КК4,КК5,КК6,КК7 |
Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей |
Курс формирует знания об истории, теории, методах и технологиях социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Курс ориентирован на изучение зарубежного и отечественного опыта предоставления специальных социальных услуг детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, методов и технологий: социальной диагностики, профилактики, социальной реабилитации, деинституционализации, кейс-менеджмента социальной работы в области образования и социального обслуживания и развития альтернативных форм опеки, в том числе SOS Детские деревни – как крупнейшей международной организации альтернативной опеки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6 |
КК4,КК5,КК6,КК7 |
|
36 |
Социальная геронтология |
Курс ориентирован на изучение как собственно старческого возраста, так и специфики процесса старения, а также новейших достижений геронтологической науки и основных направлений работы в данной области, на выявление проблем здоровья в пожилом и старческом возрасте, изучение социальных проблем пожилых и старых людей: одиночества, особенностей внутрисемейного взаимодействия пожилых и старых людей, организации и адаптации к посттрудовому периоду жизни. Дисциплина раскрывает содержание комплексной социальной работы с пожилыми и старыми людьми, формирует профессионализм социальных работников-геронтологов. |
5 |
КК5,КК6,КК7 |
Технология лечебного питания |
Формирование знаний в области технологии продуктов лечебного питания: Принципы диетотерапии. Виды лечебного питания. Особенности и технологии диетических блюд. Питание при беременности и кормления грудью. Геронтологическое питание. |
5 |
КК5,КК6 |
|
37 |
Социальная работа с молодежью |
Курс ориентирован на изучение молодежи как социально-демографической группы общества и ее социальных проблем в различных аспектах: в сфере образования, на рынке труда, семейно-бытового обустройства, в сфере досуга. Дисицплина раскрывает сущность и содержание молодежной социальной политики, методы и технологияи социальной работы с «трудными» подростками, молодежью девиантного поведения, молодыми инвалидами, воспитанниками и выпускниками детских домов, молодой семьей, неформальными объединениями молодежи. |
5 |
КК3,КК4,КК5,КК6,КК7 |
Акмеология |
Содержание дисциплины раскрывает основные этапы и направления становления и развития современной акмеологии, специфику общеметодологических принципов научного исследования в акмеологии. Курс раскрывает пути достижения вершины профессионального развития личности, необходимой для эффективного осуществления социальной работы. В рамках курса предлагаются социальные ситуации, модели поведения для достижения социально-психологической зрелости человека в контексте акмеологии. |
5 |
КК1.КК5,КК7 |
|
38 |
Социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы |
Содержание курса расскрывает теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника в пенитенциарной системе; принципы, функции, основные направления деятельности социального работника; содержание методов и технологий социальной работы в условиях исправительных учреждений; особенности воспитательной и психолого-педагогической работы с осужденными, их ресоциализации. Дисциплина формирует знания о специфике социальной работы с осужденными женщинами, с несовершеннолетними правонарушителями, пожилыми и нездоровыми осужденными. |
5 |
КК4,КК6,КК7 |
Человеческое развитие |
Дициплиная формирует знания о сущности концепции человеческого развития, состоянии и перспективах человеческого развития в Республике Казахстан и за рубежом. Дисциплина раскрывает такие показатели и процессы человеческого развития, как экономический рост, занятость, уровень бедности, социальная защита, здоровье и продолжительность жизни, образование, демографические, гендерные, экологические аспекты устойчивого развития в контексте ЧР. |
5 |
КК1,КК4.КК6 |
|
39 |
Социальная работа с женщинами |
Курс ориентирован на освоение знаний об особенностях социального статуса и роли женщин в экономике, политике, семье, культуре, религии, специфике их социальных проблем. Дисциплина раскрывает государственную политику в отношении женщин, деятельность государственных и негосударственных организаций по социальной работе с женщинами в Казахстане, формирует компетенции групповой и индивидуальной психосоциальной работы с женщинами многодетными, малолетними и одинокими матерями, женщинами, жертвами религиозного экстремизма, домашнего и сексуального насилия, дезадаптированными женщинами, с безработными, женами военнослужащих, с женщинами инвалидами, женщинами, находящимися в местах лишения свободы и освобождающимися оттуда. |
5 |
КК4,КК5,КК6,КК7 |
Гендерология и феминология |
Содержание курса расскрывает научные представления о природе и основных типах социальных связей и отношений между мужчинами и женщинами, роль женщин в экономике, политике, семье, культуре, религии, специфику категориального аппарата гендерологии и феминологии, гендерные роли в обществе, сущность феминизма как общественно-политического движения за права и свободы женщин, как предпосылку институционализации гендерных исследований, гендерной стратификации, социализации. Дисциплина формирует знания о деятельности международных и отечественных организаций по защите прав женщин и детей. |
5 |
КК1,КК5,КК6 |
Шифр компетенции |
Содержание компетенции |
Шифр результата обучения |
Содержание результата обучения по образовательной программе |
КК1. |
Способность личности к социально-культурному и физическому развитию на основе принципов мультикультурности, мультиязычности и экологического мышления |
РО1. |
Знать и уметь критически осмысливать историю развития Казахстана, применять социально-политические и экономические знания для эффективной социализации и адаптации в изменяющихся социокультурных условиях. |
РО2. |
Осуществлять коммуникации в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранных языках, проявлять казахстанский патриотизм и социальную ответственность в практической деятельности и общении. |
||
КК2. |
Готовность применять цифровые технологии для развития производства, бизнеса, науки, социальной сферы |
РО3. |
Использовать различные виды ИКТ: интернет-ресурсы, облачные и мобильные сервисы по поиску, хранению, обработке, защите и распространению информации. |
КК3. |
Готовность к социальному менеджменту, использованию математических моделей планирования и прогнозирования в социальной сфере |
РО.4 |
Владеть навыками работы с различными базами данных в единой информационной системе социального обслуживания, применять математические модели и статистические методы в социальном планировании и прогнозировании. |
РО5. |
Уметь организовывать межведомственное взаимодействие, работать с коллективами, группами, управлять проектами и процессами, координировать процессы перенаправления клиентов и решать социальные задачи, направленные на обеспечение прав человека. |
||
КК4 |
Готовность к использованию знаний в области экономических и правовых дисциплин в социальной сфере |
РО.6 |
Использовать знания организационно-экономических основ социального обеспечения и социального страхования, проявлять высокий уровень экономической культуры; использовать правовые знания в предоставлении социальной помощи различным категориям населения, проявлять высокий уровень правовой культуры в условиях становления гражданского общества. |
КК5 |
Способность к оказанию социальных услуг на основе глубокого понимания психологических, педагогических и медицинских характеристик различных категорий населения |
РО7 |
Применять медицинские знания, технологии социальной работы в сфере здравоохранения, умения и навыки оказания первичной медицинской помощи людям, попавшим с трудную жизненную ситуацию. |
РО-8 |
Применять социально-психологические и педагогические знания и навыки в организации социальной работы, руководствуясь принципами гуманизма, деловой этики в построении инклюзивного общества. |
||
КК-6 |
Готовность к реализации социальной политики государства на основе клиентоориентированности, самостоятельность в принятии профессиональных решений, осознание социальной значимости своей профессии |
РО9 |
Применять знания и умения по проведению комплексной оценки потребностей лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации; уметь разрабатывать и реализовывать программы интервенций на основе межотраслевой коммуникации и социального партнерства |
КК7 |
Готовность к эффективному осуществлению профессиональной деятельности на основе системного видения содержания социальной работы, знания методов и технологий социальной работы |
РО10 |
Демонстрировать знание основных категорий социальной работы, владеть методологией комплексного исследования в социальной сфере и навыками использования технологий и инструментов оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. |
РО-11 |
Уметь выявлять и диагностировать проблемы, проводить мониторинг, использовать полученные данные и результаты статистической отчетности, а также участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок в сфере социальной работы |
||
КК8 |
Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, принимать решения и совершать действия в управленческой сфере в точном соответствии с законом |
РО12 |
Демонстрировать знание правового статуса человека и гражданина в Республике Казахстан; выявлять нарушения прав человека и предлагать пути их устранения в профессиональной деятельности на основе требований нормативно-правовых документов. |
Наименование вида практики. Учебная практика
Курс: 2.
Цель: Учебная практика занимает важное место в подготовке бакалавра социальной работы, она обеспечивает студенту социализацию в профессиональной среде и формирует у него представление о компетенциях социального работника. В процессе практики все остальные методы и формы формирования профессиональных знаний, умений и навыков в области социальной работы проверяются и наполняются смыслом.
Учебная практика проводится на базе учреждений социальной сферы различной ведомственной подчиненности, осуществляющих поддержку и защиту прав всех нуждающихся граждан и оказывающих социальные услуги всему населению.
Целью учебной практики является знакомство студентов с основными формами и методами работы учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту, помощь, организацию досуга детей, подростков, молодежи, взрослого населения.
Общей задачей учебной практики является знакомство с основами будущей профессиональной деятельности, получение сведений о специфике социальной работы, а также овладение первичными профессиональными умениями и навыками.
Ожидаемые результаты:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;
- ознакомление с учреждениями социальной сферы;
- закрепление представления о современном состоянии практики социальной работы в регионе, о специфике деятельности социального работника;
- мотивация к участию в волонтерской деятельности.
Наименование вида практики. Производственная практика
Курс: 3-4
Производственная практика является одной из ведущих форм профессиональной подготовки бакалавров социальной работы, способствует развитию знаний и умений, компетенций, удовлетворяющих квалификационным требованиям социального работника.
Целью производственной практики является ознакомление студентов с основным содержанием работы организаций социального обслуживания, функционирующих в системе социальных служб; с особенностями профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в данных организациях.
Ожидаемые результаты:
- приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций системы социальной работы;
- ознакомление с различными психолого-педагогическими методами и технологиями, используемые в практической деятельности данного учреждения по оказанию помощи населению;
- овладеть навыками самостоятельной работы.
Наименование вида практики. Преддипломная практика
Курс: 3-4
Цель: Цели преддипломной практики состоят в углублении профессиональных знаний студентов, формировании необходимых для будущей профессиональной деятельности умений, навыков, личных качеств, приобретение опыта организаторской и воспитательной работы в коллективе. Основная цель практики – сбор материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной (дипломной) работы по выбранной теме.
Ожидаемые результаты:
- закрепление практических навыков, знаний и умений по профессиональной, организаторской, воспитательной работе в коллективе.
- уметь анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность и деятельность коллег;
- знать весь спектр направлений социальной работы: организации социальной защиты и помощи, органы управления социальной защиты и т.п.;
- владение психолого-педагогическими методиками и технологиями по оказанию помощи населению;
- сбор, обобщение и систематизация материалов для дипломной работы.
Название предлагаемой взамен альтернативной дисциплины (в формате МООК) | Язык обучения МООК | Ссылка на открытую образовательную платформу и курс |
---|---|---|
Практики конфликтования | русский | Универсалиум |
Деловая коммуникация в экспертной деятельности | русский | Универсалиум |