Коллектив университета в течение последних лет активно внедряет дистанционную форму обучения в плане подготовки учебно-методического материала по дистанционному обучению (ДО). В итоге в настоящее время мы имеем большое количество электронных учебников и учебно-методических комплексов по дистанционному обучению по всем специальностям университета.
Для реализации дистанционного обучения при филиалах университета были организованы соответствующие Центры дистанционного обучения, в которых предусмотрены должности тьюторов, инженера-программиста и др.
При выборе технологии дистанционного обучения мы придерживались следующих критериев: в первую очередь, качество обучения, затем – удобство и доступность для пользователей, преподавателей, администраторов и студентов. Немаловажным фактором также является экономическая эффективность.
Для общения с преподавателями наш университет создал специальный образовательный портал, который реализует общение как в режиме реального времени, посредством онлайн-семинара, так и посредством обсуждения на форуме. Также предусмотрены возможности обращения непосредственно к преподавателям университета через электронную почту.
В настоящее время организованы Центры дистанционного обучения, имеющие тьюторские классы, в которых располагается сервер, соединенный посредством локальной сети с клиентскими компьютерами. При этом на сервере установлено программное обеспечение для тестирования студентов. Тьюторы совместно с преподавательским составом обеспечивает правильность сдачи экзаменов студентами – прохождения тестов. Студент имеет ограниченное время на прохождение тестов - 60 минут, и результаты тестов автоматически генерируются и учитываются в программе тестирования. Таким образом, достигается объективность сдачи семестровых экзаменов.
Центры дистанционного обучения университета обеспечены спутниковым оборудованием, тьюторским классом, компьютерным классом с выделенной линией Интернет, видеопроектором с экраном и т.д.
Обучающиеся по заочно-дистанционной форме обучения допускаются к участию в экзаменационной сессии, если не имеют задолженности за предыдущий курс. При этом контрольные и курсовые работы должны быть выполнены и приняты преподавателем за неделю до начала экзаменационной сессии.
Центры дистанционного обучения университета обеспечены спутниковым оборудованием, тьюторским классом, компьютерным классом с выделенной линией Интернет, видеопроектором с экраном и т.д.
По всем специальностям для каждого студента разработаны и тиражируются учебно-методические комплексы по дистанционному обучению (УМК по ДО) по всем дисциплинам образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных технологий обучения.
Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие библиотечно-информационные ресурсы: учебно-методические комплексы на бумажных и электронных носителях, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Программное обеспечение портала обеспечивает высокую производительность. Оно является достаточно быстродействующим и надежным для одновременного обслуживания разнообразных потребностей всех обучаемых, администраторов, разработчиков контента и преподавателей.
В соответствии с постановлением правления Центросоюза в сентябре 1969 года был организован заочный факультет, в ведение которого переданы Алма - Атинский филиал Московского Кооперативного Института и Целиноградский филиал Новосибирского института советской кооперативной торговли.
Первым деканом факультета стал старший преподаватель Кельтенов Турлыбек Кельтенович. Он родился в 1912 году. В 1941 году закончил казахский государственный университет по специальности «Математика». Работал директором СШ № 4, заместителем заведующего облоно. Старшим преподавателем кафедры «Математики», деканом физико-математического факультета Карагандинского педагогического института (1951-1965гг). С 1966 по 1978 годы декан заочного факультета Карагандинского кооперативного института.
В разные периоды деканами заочного факультета были к.э.н., доцент Иванов А. И. (1976-78 годы), к.э.н., профессор Жанагулов А. Ш. (1978-86 годы), к.э.н., профессор Аяжанов С. С. (1986-88 годы), к.э.н., профессор Толпаков Ж. С. (1988-90).
Также весомый вклад в развитие факультета внесли добросовестные и квалифицированные сотрудники: заместитель декана факультета к.э.н., профессор Китебаева К. А.методисты Бондаренко Н. Т., Машрапова Г., Мажитова С. К., Абдраимова Г. К.
В 1996 году, после объединения факультетов дневной и заочной формы обучения должность декана замещали Куанышев С.С. (1990-1998 гг), затем к.э.н. Алмажанов Е. А. (1998-2004 гг).В то время в целом по факультету обучалось около десяти тысяч студентов только в головном факультете. Факультет имел два филиала во Фрунзе (ныне Бишкек) и Актюбинске. Студенты филиалов после двух курсов продолжали свое обучение на факультете головного ВУЗа.
С октября 2004 года заочный факультет стал отдельным подразделением. И получил статус заочно-дистанционного финансово-экономического факультета. Эта реорганизация была обусловлена требованиями переходного периода республики Казахстан к рыночной экономике и потребностью молодежи в получении второго высшего профессионального образования в сокращенные сроки. Ускоренное получение второй специальности на базе имеющегося высшего образования позволяет удовлетворить потребности на РК в необходимых специалистах, а также потребности граждан в получении достаточного образования для осуществления полноценной трудовой деятельности.
Перспективы развития заочного образования заключаются в обеспечении доступности получения высшего образования независимо от места проживания студентов и социально-экономического положения по спектру специальностей, обеспечивающих потребности региона, т.е. в обеспечении конституционного права на образование каждого гражданина страны. Для этого в КЭУК создан заочно-дистанционный факультет. Принципиальным в дистанционном образовании является переход от принятого в традиционных видах образования «движения обучаемых за знанием» к «движению знаний за обучаемым». Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента.
Заочная форма обучения развивается с развитием института, расширяется перечень специальностей. Если при основании факультета превалировали две основные специальности: «Бухгалтерский учет» и «Экономист - организатор», то на сегодняшний день факультет выпускает специалистов по таким специальностям как: «Финансы», «Информационные системы», «Вычислительная техника», «Государственное и местное управление», «Менеджмент», «Экономика», «Международная экономика», «Учет и аудит», «Оценка».
Общее число студентов на факультете превышает 5500 человек. Наибольшей популярностью пользуются специальности «Учет и аудит», «Финансы» и «Экономика».
Руководство заочной формой обучения в ВУЗе осуществляет проректор по новым технологиям и дистанционному обучению, к.х.н., профессор Ибышев Е. С.
Коллектив университета в течение последних пяти лет активно готовился к внедрению дистанционной формы обучения, в плане подготовки учебно-методического материала по дистанционному обучению (ДО). В итоге в настоящее время мы имеем 72 электронных учебников и более 300 наименований учебно-методических комплексов по дистанционному обучению по всем специальностям университета.
Для студентов заочного отделения создан специальный образовательный портал, который реализует общение как в режиме реального времени, посредством онлайн-семинара, так и посредством обсуждения на форуме. Также предусмотрены возможности обращения непосредственно к преподавателям университета через электронную почту.
По мере развития телекоммуникаций в Казахстане сетевая технология обучения станет более доступной для широкого круга студентов. Недостатками сетевой технологии являются зависимость от каналов связи, а также тарифы на Интернет.
При выборе партнера по реализации ДО были выбраны следующие принципы: партнер должен иметь квалифицированные кадры, обученные передовым технологиям в области программирования, соответствующее программное обеспечение и опыт работы. Всем этим требованиям к нашему удовольствию отвечает кампания Tamos Business Solutions (TBS), которая стала нашим стратегическим партнером.
Для внедрения дистанционного обучения были проведены обучающие семинары по ДО для всех преподавателей и тьюторов, задействованных в дистанционном обучении, с выдачей соответствующих сертификатов, а также презентацию Oracle Learning.
Подготовлен образовательный портал Карагандинского экономического университета кампании TBS (http://www.keu.kz), происходит ежегодная его отладка, регистрация в портале ППС университета и студентов, а также наполнение его контентом. Образовательный портал со страницами содержит учебно-методическую и учебно-административную информацию для студентов, обеспечивает двустороннюю связь между организацией образования (преподавателями) и студентами; организовано использование электронной почты, чата, наличием на веб-сайте рубрики часто задаваемых вопросов.
На факультете предоставляется возможность получения выпускниками колледжей, техникумов и других средне-специальных учебных заведений высшего профессионального образования, по сокращенным образовательным программам с трехгодичным сроком обучения. Все студенты факультета обучаются на платной основе с полным возмещением затрат на обучение. Студенты заочного факультета имеют доступ ко всем видам занятий дневного отделения, беспрепятственно могут пользоваться фондом библиотеки и услугами читальных залов, для них отведено специальное время в компьютерных классах, имеется свободный доступ в Интернет. Также у студентов есть возможность пользоваться лекциями в электронном виде на сайте университета.
В настоящее время организованы Центры дистанционного обучения, имеющие тьюторские классы, в которых располагается сервер, соединенный посредством локальной сети с клиентскими компьютерами. При этом на сервере установлено программное обеспечение для тестирования студентов. Тьютор совместно с преподавательским составом обеспечивает правильность сдачи экзаменов студентами – прохождения тестов. Студент имеет ограниченное время на прохождение тестов - 60 минут, и результаты тестов автоматически генерируются и учитываются в программе тестирования. Таким образом, достигается объективность сдачи семестровых экзаменов.
Обучающиеся по заочно-дистанционной форме обучения допускаются к участию в экзаменационной сессии, если не имеют задолженности за предыдущий курс. При этом контрольные и курсовые работы должны быть выполнены и приняты преподавателем за неделю до начала экзаменационной сессии.
Центры дистанционного обучения университета обеспечены спутниковым оборудованием, тьюторским классом, компьютерным классом с выделенной линией Интернет, видеопроектором с экраном и т.д.
В настоящее время заочно-дистанционный финансово- экономический факультет возглавляет к.э.н., профессор С.Н.Улаков. Он имеет большой опыт управленческо-организационной деятельности: плодотворно трудился на должностях заместителя декана экономического факультета (1980-1982гг), заведующего кафедрой экономики торговли (1982-1993гг), декана торгово-экономического факультета (1993-1997гг), проректора по учебной и воспитательной работе (1997-2000гг), декана финансово-экономического факультета (2000-2004гг). В каждой из названных должностей Сайран Нурсултанович показал и ныне показывает себя как незаурядная личность, глубоко разбирающаяся в учебно-методических, научных проблемах вуза, овладевшая неординарными методами управления профессорско-преподавательским составом и студентами.
Улаков С.Н. как профессор кафедры маркетинга, затем экономики и менеджмента, постоянно осваивает вновь вводимые дисциплины, имеет более 50 научно-методических работ, 2 из которых монографии. Под его руководством выполнено ряд научно-исследовательских хоздоговорных тем, принимает постоянное участие в республиканских и международных научных конференциях, являлся руководителем секции на международных научных конференциях, проходивших в стенах университета. Основное направление научных исследований – экономика сферы товарного обращения, нормирование затрат в торговле, ценообразование, маркетинговая деятельность предприятий. Награжден медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И.Ленина», отмечен Почетными грамотами Правления Центросоюза СССР и Казпотребсоюза, областного и городского акиматов, благодарностями.
Фото. Декан заочно-дистанционного финансово-экономического факультета, к.э.н., профессор Улаков С.Н.
На данный момент на факультете работают тьюторы-консультанты: Рахматулина С.Т., Усюрова М.С., Махабаева А.М., Тукенова А.С., Белькова Е.Ю., секретарь Кошкинбаева С.К.
Это достижение результатов, которые отвечают интересам всех стейкхолдеров.
В быстро меняющемся мире лучшие организации демонстрируют оперативность, гибкость и отвечают все новым требованиям заинтересованных сторон. Ведущие компании измеряют и прогнозируют нужды и пожелания своих клиентов, партнеров, общества, анализируют их мнения, исследуют опыт других организаций. Полученные данные используют для разработки, внедрения и корректировки политики и стратегии, целей, планов в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
2. Ориентация на потребителя
Это создание значимой для потребителя ценности.
Ведущие организации знают и точно понимают нужды своих потребителей, сознают, что потребитель – главный судья качества продуктов и услуг.
Ведущие организации эффективно прогнозируют будущие потребности клиентов, они делают сегодня все, чтобы завтра удовлетворить эти прогнозируемые потребности, а, возможно, найти и удовлетворить также скрытые потребности своих клиентов.
3. Лидерство и постоянство цели
Это очевидное и вдохновляющее лидерство вместе с постоянством цели.
4.Процессный подход к управлению на основе фактов
Это управление организацией с помощью взаимозависимых и взаимосвязанных систем и процессов.
5. Развитие и вовлечение персонала
Это увеличение вклада работников посредством их развития и вовлечения в процесс совершенствования.
Лучшие компании осознают необходимость повышения компетенции и профессионализма организации для достижения поставленных целей и решения стратегических задач. Они подбирают и обучают сотрудников, чтобы обеспечить, поддерживать и повышать конкурентоспособность организации сегодня и в будущем.
Ведущие организации признают важность интеллектуального капитала своих работников и используют их знания с выгодой для организации.
6.Непрерывное обучение, инновации и улучшение
Это вызов существующему положению и проведение эффективных изменений с применением знаний, инноваций и улучшений.
Лучшие организации находятся в процессе непрерывного обучения, как на своем опыте, так и на примере других. Они применяют внутренний и внешний бенчмаркинг, привлекают и используют знания своих работников для организационного обучения.
7.Развитие партнерских отношений
Это развитие и поддержка плодотворных партнерских отношений.
Лучшие организации сознают, что в быстро меняющемся мире успех может зависеть от надежных партнерских отношений. Партнерство позволяет преумножать ценность для заинтересованных сторон. Партнерские отношения могут возникать с поставщиками, потребителями, обществом в целом, даже с конкурентами, и эти отношения строятся на взаимной выгоде сторон.
8.Корпоративная социальная ответственность
Это построение структуры, при которой организация стремится понимать и удовлетворять ожидания всех своих заинтересованных сторон.
Лучшие организации придерживаются принципа открытости и ответственности перед обществом. Они рассматривают и активно реализуют различные социальные инициативы, решают вопросы экологии окружающей среды и т.п. Открытость и ответственность перед всеми заинтересованными сторонами позволяет удовлетворять интересы общества как в локальном, так иногда и в глобальном масштабе.
Лучшие организации с целью сокращения рисков ищут возможности для взаимовыгодных отношений с обществом, поддерживая и повышая уровень доверия к организации. Они осознают свое влияние, как на сегодняшнюю, так и будущую ситуацию в обществе, и минимизируют негативные воздействия со своей стороны.